Ру Ўз O'z En

Объявление

30 Сентября 2019

Описание японского сада

Описание японского сада

Японский сад в Ташкенте, открывшийся 25 августа 2001г, органично вписался в окружающую природно-климатическую среду города и превратился в место, где прекрасно чувствуют себя как представители фауны, так и флоры и необыкновенно легко и свободно дышится человеку.

Японский сад в Ташкенте, как все японские сады содержит философско-этическую концепцию мироздания в миниатюре и через красоту природы оказывает облагораживающее влияние на мир человеческой души. Естественная красота природы здесь мастерски подчеркнута художественно-выразительными средствами японского пейзажного искусства.

В нишу монумента в виде мраморной обработанной глыбы была заложена капсула с памятным посланием к потомкам. На трех языках (узбекском, японском, английском) на полированном срезе мрамора надпись: «На этом месте хранится капсула с Обращением к потомкам по случаю закладки японского сада - символа узбекско-японской дружбы».

 

Секитеи (сад камней)

Секитеи является одним из типов Японского сада, который возник в эпоху Муромачи (XIV век) под влиянием религии ДЗЕН.

Камни также как и вода являются неотъемлемой частью любого японского сада.

В Японии разработано специальное искусство расстановки камней, где мастера создают пейзажные парки, в которых человек учится гармонии у самой Природы. Камни рассматриваются как дети Земли, дети священных гор, живущих миллионы лет и хранящих память минувших эпох.

Каждый камень имеет индивидуально-неповторимый облик как уникальное творение живой природы.

Вокруг первого белого камня сегодня расположился целый сад из 15 камней (Секитеи) образующий круговую композицию. Круг в восточной философии олицетворяет Небо - это символ вечности, символ постоянного движения, взаимных превращений и вечного обновления Жизни. Пятнадцать означает полнолуние.

Белый гравий, расчерченный бороздками на территории Секитеи, без воды олицетворяет Океан. Темная полоса земли, покрытая травянистым ковром - омываемую Океаном Земную сушу. Кустики папоротника, пробивающиеся сквозь камни - вечную мудрость жизни. Сосны, прорезающие синь неба — долголетие.

Две противоположные половины, составляющие сад камней - это светлая «Ян» и темная «Инь» символизируют вечно враждующие и неотделимые одна от другой космические силы, как свет и тьма, добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, движущие нашим миром.

Творческий прием недоговоренности, отсутствие конкретно-зримого образа насыщают восприятие сада камней многозначными ассоциациями, превращая зрителя в соавтора и творца этой каменной поэмы, где можно услышать шум ветра, запутавшегося в водопаде и внутренним взором увидеть невидимое.

Между человеком и садом возникает незримый духовный контакт, каждый посетитель сада видит свою картину мира: горы над облаками или морские утесы или даже пустоту и безграничность Вселенной.

 

Старое озеро

Неотъемлемая часть Японского сада - Старое озеро. Весной на его берегах зацветает сакура, национальное  дерево Японии.

Все народные праздники в Японии связаны с явлениями природы. Существует обычай любоваться цветением сакуры, хризантем, азалий, лотосов; летом - полной луной и ее отражением в горном озере; осенью - пламенеющими листьями кленов; зимой - снежинками, тающими в морозной мгле.

 

Теимон - «врата сада»

По вымощенной галечником дорожке посетитель подходит к - вратам сада - «Теимон».

На каменной дорожке под ногами нет ни одной геометрической фигуры. Свободное, естественное расположение парка в целом и всех его элементов - закон японского искусства, следующего законам живой природы.

Деревянная стена «Тсуиджибеи» окруженная вечнозелеными кустиками бересклета, делит парк на 2 сада: сад с камнями и деревьями «каресансуи», навеянный философией дзен-буддизма, и сад с прудом, ручьем и цветами «чисенкаию», возникший как отражение жизнерадостной картины мира древнего японского синтоизма.

«Синто» - древняя религия японского народа, поклонения одухотворенной Природе. Каресансуи и чисенкаию - это своеобразное «Инь-Ян» Ташкентского парка.

Каменный фонарь Касугадоро  слева от Теимона, напоминающий маленькую буддийскую пагоду, освещает вход в парк вечерами и символизирует ступени постижения истины.

Справа у Теимона традиционный элемент японской архитектуры - торий, на котором подвешен большой бумажный фонарь Чёчин.

Теимон - «врата сада» Чисенкаию оформлен скромно, чтобы человек чувствовал себя просто и спокойно. Мы оставляем за порогом Теимона три ступени бытия из простых нетесанных камней с растущей вокруг них японской травой за свою причудливую «растрепанность», получившую название «борода дракона».

Минуя раздвижные перегородки и, переступив порог, символизирующий уважение к предкам, мы попадаем в иной мир.

 

Лужайки Шибанива

Дорога вглубь парка проходит мимо изумрудно-зеленых лужаек Шибанива (или Онива), где в солнечную погоду принято проводить чайную церемонию и устраивать праздники, посвященные явлениям природы.

Лужайки Шибанива украшены шахматным дизайном «Ичиматсу - майоу», что означает «камни в траве». Этот орнамент «Вечного модерна» взят из храма Тоуфукуджи в Киото, столицы японских императоров. «Камни в траве» передают ощущение трепетности и всепобеждающей силы хрупкой жизни, которую олицетворяют нежные травинки, пробивающиеся к солнцу сквозь массу камней.

 

Холм Тсукияма

В центре парка возвышается холм Тсукияма, символизирующий большую гору, которая является ступенью между Землей и Небом.

С горы двумя потоками спускаются водопады - Таки, правый, мощный, полноводный, символизирует «Ян» - мужское начало, а левый, нежный, прихотливо кружащий меж камней, напоминает очертаниями формы женского тела.

Водные потоки «Инь и Ян» соединяют свои струи в горном озере - Ике. А по склонам Тсукиямы высажены фруктовые деревья - персики, абрикосы, японская карликовая айва, сладкие плоды которых символизируют плоды слияния «Инь и Ян».

Камни на склонах Тсукиямы напоминают уходящие вдаль скалы.

По водной глади озера плавают, гонимые ветром, водяные ирисы и гиацинты, не имеющие корней в земле. А взгляд ласкают золотые рыбки, резвящиеся в пруду.

Каменистый остров Гантоу напоминает морские утесы в океане. Из пруда Ике вытекает ручей - Нагаре, через который перекинут милый деревянный мостик - Моккё.

На берегу ручья расположился нежный каменный фонарь - юкимидоро.

«Юки» в переводе означает «снег». Фонарь, «покрытый снегом» особо   хорошо       подчеркивает   красоту   окружающего        пейзажа,

поскольку   символический   контраст   цветов   и   снега,   напоминае       о  быстротечности  ускользающей  красоты  и  драгоценности  каждого
мгновения, которое уже никогда не повторится.

Глядя с высоты мостика Моккё на окружающую нас удивительную красоту, мы вдруг забываем о том, что парк миниатюрен: бегущий ручей кажется большой рекой, прорезающей скалы и бурлящей далеко внизу, юкимидоро превращается в настоящую буддийскую пагоду, затерянную далеко в горах, а мы, стоя на горной вершине, с высоты птичьего полета смотрим на поляны цветов, расстилающиеся внизу.

 

Хасуике - маленькое болотное озеро

 

Невыразимо очарование Хасуике — маленького болотного озера с цветущими белоснежными лотосами и нежно-розовыми кувшинками. По берегам Хасуике шумит озерный камыш и осока, а цветущие в воде растения каждый день засыпают и вновь просыпаются вместе с Солнцем.

Так же послушно следят за Солнцем и махровые розочки портулака, удивительные своим радужным многоцветьем и сворачивающиеся в бутоны, когда набежавшие облака закрывают Солнце.

Солнце венчает мир Природы, в котором все одушевлено и наделено святостью: и лотос, цветущий в болотной трясине, но сохраняющий свежесть и чистоту; и огнедышащая гора, скрывающая божественный дух «ками»; и сияющая после грозы радуга; и вздымающийся волнами Океан; и капля росы, отразившая красоту мира; Ветер, Луна, и скромный цветок повилики, и человек с его сложным внутренним миром - все это части единой живой Вселенной.

Трепетное отношение к деревьям, как к живым существам, и к цветам, как к детям Солнца, поклонение красоте Природы в любых ее проявлениях, будь то огромная скала над морем или маленький кустик японской шелковой акации, выросший у ручья, умение восхищаться величием мироздания в мельчайших проявлениях природы - особое идеально-возвышенное видение гармонии мира характерно для японских ландшафтных парков, где природа слита с искусством. В обряде чайной церемонии тя-но-ю искусство слито с буднями жизни.

 

Чайный павильон - Буден

 В центре Японского парка  стоит Чайный павильон - Буден. Культ чая – уникальное явление японской культуры, возникшее в XII-XV вв. Этикет чайной церемонии разработан и продуман до мельчайших подробностей. Перед участием в чайной церемонии необходимо совершить ритуальное омовение мацури, поскольку грязь в Японии отождествляется со злом. Для омовения перед Чайным павильоном расположена прелестная декоративная композиция вокруг водного источника - Чёзубачи. Композиция источника включает оригинальный каменный фонарь, похожий на маленькую звонницу.

Источник окружают скальные камни, кустики папоротника между камней символизируют Вечность Жизни. По полому стеблю бамбука стекает кристально чистая вода. Струи воды собираются в чаше - Чезубачи, напоминающую старинную самурайскую монету. Чезубачи выполнена в форме круга. Круг - символ Неба, символ Вечности Мироздания, символ Космоса. В центре круглой чаши высечен квадрат - символ Земли. А рельефные японские иероглифы по краям Чезубачи, являясь лейтмотивом чайной церемонии, передают настроение посетителей парка и являются ключом к достижению счастья. Вдумайтесь в их простую мудрость: «Я всем доволен. Мне всего совершенно достаточно!».

Умение наслаждаться благом подаренной тебе жизни, радоваться Солнцу, наслаждаться вкусом воды и дуновением ветерка, любоваться свежестью трав и цветов, быть счастливым смехом детей, вместо того, чтобы сгорать в огне пустых желаний — вот мудрость жизни.

Умение жить японцы понимают как умение радоваться и наслаждаться простыми мелочами жизни, там где другие пройдут мимо.

Все элементы парка чрезвычайно просты, взяты у самой Природы — это камни, вода, деревья, цветы и травы, но они так подобраны и расположены с высоким художественным вкусом, что красота природы переживается свежо и остро, заново, как бы увиденная впервые. И под благословение золотого листопада человек начинает постигать вечные, истинные ценности бытия, простую непреходящую мудрость жизни, заключенную в самой жизни.

Под мелодичный звон бронзового колокольчика, отпугивающий злых духов, мы, сняв по японским обычаям обувь, входим в Чайный Домик с чистым сердцем. Это «убежище пустоты», где, освободившись от вещей, японцы освободились от зависимости перед вещами. Архитектура японского дома чрезвычайно проста: японцы поставили навес из дерева и поселились в его тени. В этом домике нет ни только мебели, но даже стен и дверей, только раздвижные перегородки - седзи, амадо, фусума. Дом открыт свежему ветру и лучам солнца, сливается с окружающей его природой.

Тсукимидаи - веранда Чайного домика, первоначально предназначалась для ритуальных танцев Маи, посвященных явлениям природы, а теперь служит для встречи вечеров Лунного Света и любования водопадами. Только маленькая кухонька - мизуя отделена перегородкой, чтобы не отвлекать внимания от таинства церемонии чаепития. Тропинка к Буден затеряла наши следы, и мы чувствуем уединенное вдохновение не только от внешнего мира, но и от своих дум и забот.

В чайной церемонии все люди становятся равными перед лицом красоты. Разговоры во время церемонии не приняты, только безмолвная беседа взаимопонимания и любования красотой.

Подчеркнутая простота - выразительное средство, отвлекающее от мелочей.

Питье чая, проводимое по строго разработанному ритуалу, из обыденного явления превращается в духовно-эстетическое действо.

Простые предметы обихода - чашка, бронзовый котелок, ковш - становятся объектами для любования. И шум закипающей воды, и пение птиц, и шелест листьев, и журчание водопада, и ваза икэбаны в нише красоты - токономе - все приводит душу человека в особое расположение, которое японцы называют «ваби-саби» или «сейджаку»,    что   означает    любование,                  духовно-эстетическое наслаждение красотой мира. Особые жесты мастеров чая оказывают гармонизирующее, успокаивающее воздействие на душу человека, в котором душа особо чутко отзывается на красоту мира. Пьют особый сорт зеленого чая, растертый в пудру; чай заваривают очень крепко и бамбуковой кисточкой взбивают в крепкую пену. Для всех гостей предназначена одна чаша, которую подносят с одинаковым почтением и богачу, и бедняку.

 Из церемонии чаепития возникло еще одно самобытное явление японской культуры - аранжировка цветов, искусство икэбана. «Икэ-бана» - два иероглифа, означающее «живые цветы». Мастера чая научились понимать язык цветов, дали цветам заговорить, чтобы выразить красоту Природы и на языке цветов выразили свое душевное состояние.

Среди цветущих полян и у горного пруда затерялись две беседки- Адзумая, где приятно в уединении   придаваться созерцательному размышлению о Гармонии Мироздания,   вселяющей гармонию и в душу человека.

Японский парк в Ташкенте, несмотря на миниатюрность, бездонно безграничен для восприятия. Парк всегда разный: на восходе, в полдень и при лунном свете, в пасмурную и солнечную погоду, ранней весной и зрелой осенью, в летнюю жару и зимнюю стужу. Но всегда исполнен невыразимого очарования!

В Японском саду нет искусственной стилизации «под Японию». Средствами настоящего японского искусства подчеркнута красота нашей узбекской земли. Так нашла творческое воплощение идея взаимообогащения двух далеких культур Японии и Узбекистана.

 

Здесь сохранены вековые деревья – по японским представлениям, они наделены живой душой и энергетикой.

Пирс у озера, выполненный в японском стиле позволяет вам любоваться водными переливами озера, следя за рыбными косяками, мелькающими под водой, стайками уток на воде и уникальными аттракционами «Ташкентленда» на противоположном берегу.

Небольшая мощенная мраморными плитками площадка с летним кафе, находящаяся в глубине сада удивительно органично вписывается в окружающее великолепие. Здесь вы можете получить пищу не только для души, но и для тела. Бар и небольшие беседки на две персоны под крышами в традиционном японском стиле, облюбованы постоянными посетителями.

Японский сад стал одним из самых любимых мест горожан и гостей республики. Сюда приходят люди разных возрастов от самых маленьких посетителей в сопровождении родителей, школьников и студентов до людей старшего возраста. Каждый из посетителей находит в саду свое неповторимое очарование и смысл. Шуршание дорожной гальки под ногами и легкий шорох падающих листьев позволяет острее ощутить не только красоту отдельных уголков, но и прелесть всей прогулки по парку. Японский сад с удовольствием посещают влюбленные пары, предпочитая увеселительным заведениям и шумным тусовкам романтическую и трогательно- лирическую красоту окружающей их природы. Обстановка располагает к умиротворению, размышлениям о себе и смысле жизни.

Вы получите огромное удовольствие, наблюдая за стайками совсем ручных гусей и уток, весело и бесстрашно подплывающих к берегу, принимающих прямо из рук нехитрые       угощения и достав-ляющих радость малышам, которые пытаются сами угостить всю галдящую компанию. Равно, как и люди птицы бродят по дорожкам и также степенно созерцают окружающий пейзаж, пожалуй, они даже ощущают себя ее неотъемлемой частью.

Еще одной из важных составляющих Японского сада в последнее время стали  новобрачные. Влюбленные жених и невеста, не замечающие вокруг себя ничего, удивительно органично вписыва-ются в невозмутимое спокойствие сада, поддерживающего их трепетное уединение. Может быть, в самом начале семейного счастья они заряжаются мощной благотворной энергетикой сада, дабы, невзирая на невзгоды, достойно пройти свой путь вместе?!

1693 Распечатать
Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech